Положение концепции духовно-нравственного воспитания

Уважаемые, родители, предлагаем Вам положения концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящей в структуру основной образовательной программы.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал.

Его содержание определяют два важнейших источника:

Первый — Закон «Об образовании». В нем сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования.

Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи.

Каков он, современный национальный воспитательный идеал и базовая система национальных ценностей, лежащая в основе программ воспитания и социализации школьников?

Образовательный стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

1

Издавна на  Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

voskresnaya_shkola

Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

Существовала общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

В начале XVIII в. формируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью.

Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и беззаветного служения партии и советскому народу. Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.

Сейчас  особое время в российской истории и образовании,  время порождающее новый педагогический идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность.

14

Этот новый  национальный воспитательный идеал опирается на отечественные традиции и сохраняет преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Он актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания, по определению нового образовательного стандарта, являются  ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Современный национальный воспитательный идеал —  это  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Изучение и приобщение к  культурологическим основам традиционных российских религий становится важным компонентом программ воспитания и социализации современных школьников.

Учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных ценностях

Базисный учебный план открывает возможности для изучения школьниками18 курсов по выбору: «Основы православия», «Основы ислама», «Основы буддизма», «Основы иудаизма». Обязательным требованием изучения культурологических и исторических основ традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства школы.

В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами будут включены  сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, будет раскрыто значение других традиционных религиозных организаций и  конфессий в формировании единого российского народа, основ его культуры, жизни, авторитета в Европе и мире.

 

(По материалам — А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com